ПРИСОЕДИНЕНИЕ БЕЛАРУСИ К РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ УНИИ В ПРАВОСЛАВИЕ

После третьего раздела Речи Посполитой именным указом минскому, волынскому, подольскому и брацлавскому генерал-губернатору Тутолмину от 6 сентября 1795 года императрица Екатерина II отмечала, что «обитатели возвращённых от Польши областей, исполненные усердия к благочестию, возвращаются радостно в объятия православной Восточной церкви». В связи с этим, оставшиеся в присоединённых губерниях униатские церкви и монастыри приписывались к Белорусской епархии во главе с архиепископом Ираклием Лисовским. Остальные униатские епархии упразднялись.

Император Павел I именным указом Сенату от 28 апреля 1798 года определил, что для униатов, проживавших в Литовской и Минской губерниях, создаётся Брестское униатское епископство (епископы Арсений Гловневский, затем – Иосафат Булгак). При этом, ещё манифестом 18 марта 1797 года Павел, предоставляя исповедующим римско-католическую религию право на свободу вероисповедания, запретил вовлекать в неё «тайно, советами и внушениями, или же явно насильственно, всякого рода верноподданных Наших», что не всегда соблюдалось. К примеру, известно, что в конце XVIII века владелец Токаришек Андрей Родкевич перевёл в католичество часть населения деревень Токаришки, Кирвели и Кричники.

Именным указом Сенату от 14 февраля 1809 года император Александр I восстановил Литовскую униатскую епархию, передав в неё из Брестской 300 приходов Виленской и Курляндской губерний, а также Дисненского, Вилейского, Борисовского, Минского, Игуменского и Бобруйского уездов Минской губернии. Таким образом, Юратишковский приход в течение довольно краткого времени (1795–1810) трижды переходил в состав разных епархий.

В 1820–1830-х годах проходил процесс постепенного возвращения в униатскую церковь восточной обрядности, который по мысли его главного инициатора, будущего митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко) должен был завершиться возвращением униатов в лоно Православной церкви.

Созданная для руководства делами униатской церкви на территории Российской империи Греко-униатская духовная коллегия своим постановлением от 7 февраля 1834 года решила принять для униатских церквей Служебник и книги молебных пений, отпечатанные в Московской синодальной типографии, ссылаясь на то, что «с самого начала унии, и по недостатку единства в церковном управлении, и по влиянию чуждых правил, существовала разность между богослужебными книгами, в греко-униатских церквях употреблявшимися». В этот период Юратишковская церковь получила не только Служебник и книгу молебных пений (безвозмездно), но также Апостол (цена 15 рублей) и Евангелие (цена 15 рублей) «московской печати».

В письме епископа Литовского Иосифа (Семашко) в консисторию от 22 июня 1836 года говорилось, что «многие греко-униатские церкви обзавелись монстранциями для ношения в них Святых Даров во время крестных ходов по обыкновению римской церкви. Как монстранции сии вовсе не нужны для греко-униатского богослужения, то я считаю полезным обратить оные на приобретение для таких церквей приличных дарохранительниц». 8 октября 1836 года из Юратишковской церкви в консисторию была прислана серебряная «монстранцийка», весом 1 фунт и 14 лотов, взамен которой по поручению епископа Иосифа были выданы дарохранительница за 19 рублей, крест за 10 рублей, ковшик для теплоты за 2 рубля. На 4 декабря 1836 года в церкви также имелись необходимые для православного богослужения дискос со звездицей.

Греко-униатская духовная коллегия ещё в 1834 году отмечала, что «величественные и прекрасные обряды греко-восточного богослужения по большей части оставлены, знаменование оных забыто; внутреннее устройство церквей и самых священных облачений и церковной утвари изменено». Важным было признано восстановление в церквях иконостасов. В юратишковской церкви иконостас был восстановлен и покрашен уже к 25 апреля 1836 года, не хватало лишь местной иконы Спасителя. К 30 мая 1836 года престол был отодвинут от стены для отправления богослужения по восточному обряду, иконы, которые были в главном и боковых алтарях, были прикреплены к стенам, киворий убран, иконостас полностью закончен.

В 1838 году большинство униатских священников написали расписки о согласии присоединиться к Православной церкви вместе со своими прихожанами c условием, что им будет позволено носить прежнюю одежду и брить бороду. 21 июня 1838 года такую расписку дал и священник церкви в Юратишках Иосиф Фалевич.

1 марта 1839 года император Николай I приказал Святейшему Синоду рассмотреть поданные ему униатскими епископами Литовским Иосифом (Семашко), Оршанским Василием (Лужинским), Брестским Антонием (Зубко) и прочим духовенством всеподданнейшую просьбу о разрешении им вместе с паствой присоединиться к Православной церкви, соборный акт о твёрдом намерении признать единство униатской церкви с Православной кафолической восточной церковью и собственноручные расписки 1305 священников и монахов и принять соответствующее постановление. 23 марта было подписано соответствующее синодальное деяние, которым епископы, священство и духовная паства бывшей униатской церкви принимались «в полное и совершенное общение Святой Православной кафолической восточной церкви и в нераздельный состав Всероссийской церкви». На докладе Синода 25 марта император написал: «Благодарю Бога и принимаю». 3 сентября в Виленском Троицком монастыре и 8 сентября в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в Свято-Духовом монастыре архиепископом Литовским и Виленским Иосифом (Семашко), епископом Полоцким Исидором (Никольским) и епископом Брестским Антонием (Зубко) в связи с воссоединением были проведены торжественные богослужения.